Лица дизайна. Карелия #ПРЕОДОЛЕВАЯ БАРЬЕРЫ

ЕГОР ПЕРМЯКОВ

Сфера деятельности: Дизайн среды, Экспо-дизайн, Менеджмент, Преподавание.

Должность: Директор Artnavolok Design, Председатель отделения Союза Дизайнеров России в Карелии, Преподаватель в ПетрГУ.

Проекты: Экспозиция и интерьеры ПтзМаш Росатом, Олимпийская аллея славы Карелии, Экспозиция истории спорта Карелии, Экспозиция Мурманского областного музея, Парк патриот Карелии, Центр Патриот Карелии.

Награды: Стипендиат Правительства Республики Карелия, Благодарственное письмо Главы Республики Карелия, Благодарственные письма Главы Петрозаводска, Благодарственные письма Министерств Культуры, Спорта, Строительства и ЖКХ Республики Карелия.

- Егор, расскажите, о Вашей первой встрече с дизайном? Как получилось остаться и развиваться в профессии дизайнера?

У меня это наследственное. Мои мама и папа окончили Харьковский художественно-промышленный институт по направлению «Интерьер и оборудование». В Советское время Питер, Москва и Харьков — три мощнейших ВУЗа на Союз, которые готовили дизайнеров. После университета в 1986 году по распределению и выбору души родители попали в Карелию, в Петрозаводск, где у них сложилась вся жизнь и появился я.

Еще в раннем детстве мама записала меня в местную школу искусств №1 на отделение ИЗО. Там я отучился 10 лет и ближе к концу обучения, глядя на своих преподавателей (они закончили Штиглица), я понял, что не хочу быть художником, а хочу что-то придумывать. Душа больше лежала к пространственному, поэтому в 9-ом классе я определился, что хочу развиваться в направлении дизайн среды. Далее поступил в Институт декоративно-прикладного искусства в Санкт-Петербурге. После защиты диплома меня приняли в Союз дизайнеров России. Когда мэтр Георгий Валерьянович Иванов стал уходить с поста председателя, все решили, что можно попробовать меня на эту должность. Как и в московском Союзе у нас сложилось две партии: «за молодежь» и «мэтры-аксакалы». С небольшим перевесом выбрали меня. Председательствую я уже 3 года, но по факту мы уже лет 5–8 занимаемся всеми союзными делами и выставками.

- Если говорить о молодых дизайнерах: как отделение с ними работает? Что помогает их вовлекать в деятельность Союза и поддерживать в профессиональном плане?

У нас довольно молодой Союз: около 50% состава — молодежь. И предыдущий председатель, и наша команда стараемся стабильно принимать по 2–3 новых человека в год. На самом деле рынок такой, что очень много работы для графических дизайнеров, эта сфера у нас процветает. Может быть чуть меньше работы для дизайнеров интерьера, дальше — среда. Промдизайнеров было много лет 20–30 назад, когда работал Онежский тракторный завод. Сейчас развивается больше предметный дизайн, на подъёме и дизайн моды.

Город маленький, поэтому все друг друга знают. Есть дизайнеры, которые помогают нам с организацией и оформлением событий, потому что им не все равно. Что касается поддержки: у Союза Дизайнеров России есть стипендии до 70 тысяч, и мы как региональное отделение заявляем ежегодно по 4–5 стипендий за год и распределяем: что-то на менеджмент, что-то на событийку, на сайт[Д1] . Плюс я уже лет 5 преподаю дизайн среды в Петрозаводском университете на кафедре «Технологии, ИЗО и дизайна», подтягиваю выпускников к деятельности Союза. Получается какой-то такой внутренний социум. Нужно, наверное, сказать, что дизайнеры, как и многие творческие люди — одиночки, зачастую непросто находить общий язык, но мы движемся.

- Какие ключевые ограничения на Ваш взгляд существуют для молодых дизайнеров?

Молодым ребятам тяжело разбираться в юридических вопросах, например, как правильно заключить договор. Этому не учат в школе и институте — приходится вникать самостоятельно, я думаю, это большой провал в образовательном блоке. Второй аспект касается искусства коммуникации с клиентами — многие начинающие дизайнеры на этом проваливаются. На практике у клиентов 50 на 50 процент восприимчивости к предложениям,– каждый считает ,что сам себе дизайнер, сам себе художник, зачастую сложно бывает убедить в правильности предлагаемого решения. С опытом сразу начинаешь видеть, будет клиент прислушиваться к профессионалу или нет. Для дизайнеров важно уметь коммуницировать, не съезжать на психозы, уметь дипломатично вести диалог.

- Егор, расскажите о Ваших любимых или WOW-проектах, над которыми удалось поработать и которыми Вы гордитесь.

Моя дизайнерская судьба сложилась по линии Экспо, то есть я занимаюсь в основном выставками, музеями и экспозициями. Мы несколько лет делали заказ для государственной корпорации Росатом — Петразаводскмаш — холлы, переговорные, конференц-залы, музейную экспозицию. Одной из фишек стало то, что мы проанализировали линии движения персонала и посетителей сделали их пути разными цветами — нарисовали на полу и отразили в виде графических светящихся линий на потолке. Такая бредовая идея понравилась всем. Со строителями ломали голову, как реализовать , наверное, полгода,. Экспозицию для музея мы делали сами, у нас есть своя производственная ячейка — залезли в безумные технологии, тригонометрические задачи. Одно дело нарисовать, другое — собрать это все из металлоконструкций, пластика и светодиодов. Тоже голову пришлось поломать, переделывали несколько раз, но это был интересный и крутой проект.

- Как дизайнер чем Вы обычно вдохновляетесь: сайты, книги, персоналии?

В профессии я уже лет 8, а с учетом подработки во время учёбы — порядка 10 лет. Последнее время чувствую определенный кризис: все тяжелее с каждым новым проектом сконцентрироваться. Может быть, потому что появилось очень много менеджерских задач — Союзная деятельность по всем фронтам, работа с администрацией, участие в различных советах, плюс я преподаю и есть работа над личными проектами. Несколько лет назад мы открыли свою школу дизайна, провели 4 года и отдали её Университету, потому что поняли, что не тянем всё сами. Сейчас я пытаюсь для себя понять и осознать, на какой сфере мне все-таки сконцентрироваться : свое дело — прибыль, преподавание — фан, Союз Дизайнеров — история, позволяющая быть в теме и иметь связь со всей Россией.

За трендами я слежу обычно в ВК, Facebook и Instagram, иногда захожу почитать Archiprofi.ru. Из источников, которые я могу посоветовать — Arсhitizer. Там можно найти классные объекты по архитектуре и дизайну , среде, интерьеру. Это стопроцентная рекомендация.

Я считаю, что апофеоз архитектуры и дизайна как синтетической культуры — это Заха Хадид. Создание параметрики, выход в новые формы и технологии — это мировой топ. Не только в области дизайна и архитектуры, но и в строительном производстве. Конечно, на сегодня это безумно дорого. Каждая страна смотрит на такие проекты скорее как на престижный алмаз, но я надеюсь, с развитием этого направления технологии станут доступнее. То, что делается сейчас в нашей стране — эти двадцати восьми этажные кубики, точечная застройка — какой-то ужас. Подъезд, в котором сотни квартир, сотни семей каждое утро и вечер выстраиваются в очередь на лифт. Я понимаю, для наших строительных компаний это прежде всего бизнес, но где-то должен быть разум. У нас эта точечная застройка доходит до того, что продают дворовые территории, которые можно было бы превратить в парк, и строят там «свечку».

- Что есть сейчас в Петрозаводске, с чем хотелось бы поработать с профессиональной точки зрения?

Моя давняя мечта — это небоскребы. Не в центре, я бы предложил делать самодостаточные микрорайоны, прореженные экологичной инфраструктурой: парками, маршрутами, своими достопримечательностями. В Петрозаводске я вижу грандиозную современную архитектуру, может быть это не совсем небоскребы, но это точно должно быть что-то интересное, то, за чем люди поедут к нам. Как например, в Париже построили центр Помпиду на который потратили 1,5 миллиарда евро, но зато к ним со всего мира теперь приезжают, они давно отбили все вложения.

- Чем хорош Петрозаводск для жизни дизайнера?

Это экологичный город: вода, воздух. Плюс не нужно стоять 1,5 часа в метро с ноутбуком наперевес. Я на первом курсе, когда возвращался в свою комнату в Санкт-Петербурге, просто падал в кровать, и у меня не оставалось сил даже на то, чтобы просто приготовить себе поесть. А сейчас в Петрозаводске мне всего 10–15 минут до работы — очень удобно. А в плане работы для дизайнера — у нас многие работают и на Россию, и на Европу. Сейчас не важно, где ты живешь, у тебя есть возможность работать на целый мир, ничто тебя не останавливает, можно жить в лесу, в своем доме на берегу озера с шикарным видом и работать хоть на Китай.

- А что хочется сделать от лица СДР Карелии в ближайшей перспективе?

Нам нужно место, чтобы проводить выставки и мероприятия Союза — с нашими городскими залами необходимо договариваться за 2–3 года, безумная очередь. Сейчас мы прорабатываем вопрос с Администрацией города, с Минкультом, с Университетом, Туркластером и бизнес-сообществом, но тут есть свои сложности.

Как общественная организация мы существуем в основном за счет взносов участников. Нам нужен такой партнер, который не будет с нас брать аренду и позволит заниматься профессиональной самореализацией. как ,например, с мастерскими художников — многие из них оплачивают только коммунальные услуги. Вот какого-то такого формата сейчас не хватает дизайнерам в регионе. Мы недавно от Союза вложились в выставочное оборудование и периодически сдаем его в аренду, но это совсем небольшой дополнительный доход, а хотелось бы свое пространство.

Если говорить о взаимодействии дизайн индустрии и государства, то здесь необходимо искать новые механики. В свое время, когда Сталин запустил художественные мастерские и поддержал художников, стала наблюдаться профессионализация сообщества, 60-е, 70-е, 80-е — это всплеск дизайн культуры. Нам остро необходима новая идея во взаимодействии с государством. К примеру, в Финляндии художник или дизайнер берет условный «мини-грант» на пять лети в течение этого времени он может заниматься любой творческой самореализацией, потому что знает, что будет сыт. В Китае открываются огромные дизайн центры, где сотни человек работают над проектами. Вот и нам необходимо двигаться в эту сторону.

Интервьюер: Дарья Шамрай

--

--

Союз Дизайнеров России

Общероссийское общественное творческое объединение, созданное специалистами, работающими во всех видах дизайна.